[араб. ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви. Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе.
И. Д.- автор богословского компендиума «Руководитель» ( ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад.
Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, можно отметить, что 1-я гл. пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвященных сравнению Ветхого и Нового Завета, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещен разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних 4 главах рассматривается практика совершения Евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную прежде всего против ислама, а также против иудаизма. Книга является ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской Церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), копт. и арм. общин, с обычаями и практикой к-рых И. Д. был, по всей вероятности, непосредственно знаком. По его мнению (гл. 7), разделение вост. христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. 31-я гл. книги широко использовалась копт. писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды) при составлении «Свода основ религии» (ок. 1260).
В учении о Евхаристии И. Д. уделяет внимание названию и значению таинства; подчеркивает, что евхаристические Хлеб и Вино являются не подобиями и образами Христа, но Его истинными Телом и Кровью; указывает на сакраментальный характер Евхаристии; обосновывает использование яковитами для Евхаристии квасного хлеба, приготовленного с добавлением соли и масла; анализирует чинопоследование литургии; указывает на необходимость подготовки к причащению (с обязательным соблюдением евхаристического поста) и рассматривает, какое воздействие таинство оказывает на верующего.
И. Д. является переписчиком древнейшей и лучшей копии сочинения аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», которую он сопроводил глоссами на сир. и араб. языках (Тегеран, б-ка Малик, N 5925). Сочинения И. Д. по медицине, астрономии и историографии не сохранились.